Ситуация на рынке башенных кранов: "Спрос едва позволяет выйти на точку безубыточности"


17 башенных кранов - таков результат по поставкам зарубежного оборудования в I полугодии 2016 г. А какова ситуация на рынке российской техники?

Владимир БалтинВладимир Балтин Максим КретовМаксим Кретов

Объем рынка башенной техники

О ситуации в сегменте отечественных башенных кранов мы узнали из первых уст. Экспертами выступили Владимир Балтин, ген. директор компании "Крановые технологии" (GIRAFFE), сохраняющей лидерство на рынке, а также Максим Кретов (руководитель торгового дома Peinerkran.ru), под непосредственным руководством которого стартовали продажи нового бренда Rokra.

По информации, озвученной главой "Крановых технологий", в 2015 г. по сравнению с 2014 суммарный рынок упал примерно в 4 раза. По итогам 2016 г. ожидается еще двукратное снижение спроса. При этом на фоне европейских компаний отечественное производство выигрывает: если в 2014 г. российские краны занимали примерно треть рынка, то сегодня их доля превысила 50%. Причем европейские бренды начали терять позиции еще в 2014 г., а на их место тогда пришла техника из КНР. Но есть одно "но". "В текущей ситуации российских производителей рост доли не спасает: спрос едва позволяет выйти на точку безубыточности", - отметил Владимир Балтин.

Динамика рынка башенных кранов

Ситуация на рынке башенных кранов

Статистика по бренду GIRAFFE такова: количество реализованных кранов в 2014 г. - 161 единица, в 2015 г. - уже 80. Если же говорить о I квартале 2016, то была собрана 21 машина. Прочие российские производители выпустили за это время всего 5 кранов, а импорт техники ограничился 17 единицами. Это значит, что объем рынка даже не достиг 50 машин. И если "европейцы" и "азиаты" могут рассчитывать на внутренние продажи и экспорт в прочие регионы, то продажи наших машиностроителей ограничены странами СНГ: экспортные поставки минимальны.

В компании "Крановые технологии" считают, что рынок на данный момент достиг "дна", и количество закупаемого оборудования позволяет лишь минимально обновлять парк техники. Причем такой "обвал" мог произойти еще полтора года назад: единственное, что поддерживало отрасль в прошлом году, были проекты с государственным финансированием. Это, в частности, строительство стадионов к Чемпионату мира по футболу.

"Новичок" российского рынка - бренд RokraИсточник фото: peinerkran.ru"Новичок" российского рынка - бренд Rokra

В числе производителей, которые, несмотря на происходящие в отрасли события, считают российский рынок перспективным - основатели бренда Rokra. Производство компании Peiner System, выкупленное российским бизнесменом, летом этого года было запущено на базе Сыктывкарского металлообрабатывающего завода. "До этого момента рынок РФ не был приоритетным для Peiner System, но компания до открытия российского производства импортировала уже больше 50 кранов. С июля 2016 наш торговый дом начал активное продвижение бренда в России и СНГ, и за это время размещены предзаказы на более чем на 10 кранов, - рассказал Максим Кретов. - У нас есть заказы на быстромонтируемые краны для коттеджного и малоэтажного строительства и на башенные краны для высотного и специального строительства. Пропорция примерно 50 на 50, чего мы не ожидали ранее".

Структура спроса

"В обрушении рынка есть и условно положительные стороны: бывшие в эксплуатации европейские краны на фоне роста курса доллара стали абсолютно непривлекательными для российских компаний. Теперь Европа отслужившие свое краны отправляет на свалку, а не отечественным строителям", - сообщил глава "Крановых технологий". Тем не менее, в компании в очередной раз обратили внимание, что в России зачастую продолжают эксплуатировать изношенную технику. По данным Росстата, 46,6% башенных кранов, содержащихся на балансе предприятий, уже выработали свой нормативный срок службы.

Краны GIRAFFE на строительстве стадиона в КалининградеИсточник фото: crantec.ruКраны GIRAFFE на строительстве стадиона в Калининграде

Еще одна тенденция: в сфере жилищного строительства предприятия стали отдавать предпочтения универсальной технике: в 2016 г. впервые продажи модели TDK-10.215 (башенный кран с верхним поворотом и возможностью крепления к возводимому объекту) превысили продажи классической модели SMK-10.200 (КБ-408.21). Об этом же свидетельствует и уменьшение доли 8-тонных кранов с 37% пару лет назад до 26% (имеется в виду и отечественное, и импортное оборудование).

"Мы смогли существенно увеличить долю рынка за счет активного взаимодействия с промышленными предприятиями, у которых востребована техника повышенной грузоподъемности", - рассказал В. Балтин. Именно это можно назвать третьей тенденцией. Завод расширил линейку 12- и 16-тонных кранов и запустил в серию кран-погрузчик TDKP-12.5.440 на рельсовом портале. Ключевой разработкой 2016 года стала модель TDK-40.1250 с грузоподъемностью 40 т для строительства крупных промышленных объектов. Таких кранов отечественная промышленность еще не выпускала.

Структура рынка в 2015-2016 гг.

Ситуация на рынке башенных кранов

Отметим, что "Крановые технологии" остались единственным игроком в сегменте быстромонтируемых кранов, европейские производители, по словам главы предприятия, не выдержали падения курса рубля. "В целом наш девиз в кризис - это гибкость. Мы адаптируем к новым реалиям производство, унифицируя узлы разных моделей для уменьшения складских запасов готовой продукции. Нарастили конструкторский потенциал: имеем больше возможностей в плане освоения новой и нетиповой продукции для спецпроектов", - резюмировал Владимир Балтин.

Кроме этого, на рынке наблюдается рост спроса на аренду кранов. Если рынок новых башенных кранов упал в количестве, то рынок услуг аренды упал только по цене. "Конечно, при текущей ситуации это низкомаржинальное направление, но, тем не менее, оно позволяет загрузить производство", - отметил ген. директор завода GIRAFFE. Аналогичное мнение высказал и представитель бренда Rokra Максим Кретов, который, в свою очередь, сделал акцент на следующих тенденциях:

- Сегодня все пытаются приобрести продукцию по докризисным ценам. При этом мы знаем, что в большинстве технологичной продукции более 70% импортных комплектующих, что резко сказывается на цене. Большинство техники покупается на крупные федеральные проекты, а не на строительство частных инвестиционных проектов, как прежде. Произошло резкое сокращение прямых платежей по договорам купли-продажи и рост сделок с привлечением заемных средств или иных финансовых инструментов.

Большинство техники покупается на крупные федеральные проектыИсточник фото: crantec.ruБольшинство техники покупается на крупные федеральные проекты

Что дальше?

Что касается прогнозов на будущее, то, как отметили в "Крановых технологиях", быстрое увеличение спроса возможно только при вмешательстве государства. Однако, учитывая инертность государственных структур и запаздывающую реакцию строительной отрасли на изменения, чтобы данные меры оказали влияние на рынок хотя бы в 2017 г., они уже должны были быть приняты.

Источники статистики: Росстат, ФТС, GIRAFFE







Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

В поисках работы. Какие зарплаты предлагали крановщикам в сентябре 2017?
В поисках работы. Какие зарплаты предлагали крановщикам в сентябре 2017? Вслед за восстановлением рынка строительного оборудования начался рост количества вакансий. Так, в сентябре в базе сервиса "Яндекс.Работа" было размещено более 7 200 объявлений по запросу "машинист крана". Для сравнения: год назад среднее значение составляло 3 800
Форумчане спрашивают. Ремонтируем телескопические погрузчики вместе с дилером
Форумчане спрашивают. Ремонтируем телескопические погрузчики вместе с дилером Главный инженер ПТО ООО "НАК Машинери" (дилер Bobcat) Игорь Рощин ответил на вопросы владельцев телескопических погрузчиков, заданные на форуме Техноверх Ру
300 единиц КМУ. Представитель
300 единиц КМУ. Представитель "ФУРУКАВА ЮНИК РУС" озвучил планы продаж Первый автомобиль ГАЗон NEXT с КМУ UNIC URV-373 был изготовлен и передан "Группе ГАЗ" весной. О реализации этой модели сегодня рассказал директор по маркетингу ООО "ФУРУКАВА ЮНИК РУС" Юрий Суриков в рамках выставки СТТ
I квартал 2017 года: рост поставок подъемной техники продолжается
I квартал 2017 года: рост поставок подъемной техники продолжается По итогам первого квартала текущего года импорт башенных кранов, телескопических погрузчиков и КМУ показал уверенный рост. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные компанией ID-Marketing