Подъемно-транспортное оборудование, или На чем стоит "жираф"?


Исходя из поставленных задач, крановое оборудование могут устанавливать на автомобильное, специальное шасси или на гусеничный ход. Возникает вопрос, какой из вариантов подъемно-транспортного оборудования предпочесть?

Подъемно-транспортное оборудование на автомобильном шасси

Группа отечественного подъемно-транспортного оборудования традиционно предлагает большой выбор моделей, которые монтируются на автомобильное шасси массового производства. Такие достоинства, как мобильность, сравнительно невысокая стоимость ходовой части и небольшая цена ТО и ремонта позволяют данному типу техники оставаться привлекательным для российских потребителей.

Значительная часть шасси, которые идут под крановые установки недорогих спецмашин, обладают колесной формулой 6х4, отвечающей многим транспортным задачам и условиям передвижения техники. Благодаря тому, что ведущая тележка грузовиков обладает двойной ошиновкой, появляется возможность монтировать на шасси крановое оборудование г/п до 40 т. Если необходима более высокая проходимость, то подъемно-транспортное оборудование устанавливают на полноприводные грузовики, чаще всего 6х6. При этом большинство внедорожников обладают грузоподъемностью 25 т (в общей статистике производства более 50% 25-тонных кранов выпускаются с формулой 6x6, из них 35% - на шасси КАМАЗ и 18% - УРАЛ), за ними следует 32-тонная техника.

Подъемно-транспортное оборудование на базе КамАЗ-53605 - 16-тонный "Ивановец"Источник фото: kamaz.ruПодъемно-транспортное оборудование на базе КамАЗ-53605 - 16-тонный "Ивановец"

Во времена СССР главными поставщиками шасси для автомобильных кранов гражданского назначения выступали заводы ЗИЛ и МАЗ. Довольно редко выпускали подъемно-транспортное оборудование на шасси КрАЗ и КАМАЗ. На сегодняшний день структура поставщиков, конечно, изменилась. Большинство автокранов монтируют на шасси КАМАЗ и Минского автозавода. Также монтаж подъемно-транспортного оборудования осуществляется на шасси УРАЛ. Что же касается среднетоннажных ЗИЛов, то они больше не востребованы. Эта ниша теперь принадлежит кранам-манипуляторам.

Кстати, самый мощный на сегодняшний день кран на классическом автошасси отечественного производства выпускается на мощностях Галичского завода, который предлагает установить 70-тонное подъемно-транспортное оборудование на КАМАЗ-7330 (10x4) или МЗКТ-750120 (10x4). Также возможен вариант шасси зарубежного производства - речь идет о Volvo FM (8x4).

Подъемно-транспортное оборудование на спецшасси

Бывают моменты, когда подъемно-транспортное оборудование на автомобильном шасси не справляется с работой: например, необходима большая грузоподъемность или работу предстоит проводить при плохих дорожных условиях. В таком случае лучше эксплуатировать подъемно-транспортное оборудование на специальном шасси, которое позволяет преодолевать ограничения, вводимые на автомобильную базу. Высокие эксплуатационные свойства подъемно-транспортного оборудования достигаются за счет проектирования шасси и кранового оборудования изначально как единой конструкции.

Спецшасси обладают несколькими ведущими осями, которые обеспечивают нужную тягу и проходимость техники. По желанию заказчика производитель может сделать привод всех осей. Независимая подвеска колес на многих спецшасси позволяет удерживаться площадке, на которой расположена крановая установка, в горизонтальном положении. Что, в свою очередь, повышает устойчивость машины.

Такое подъемно-транспортное оборудование может похвастаться значительной грузоподъемностью. Серийный выпуск ведущих зарубежных краностроителей включает оборудование г/п до 800 т. Рекордсменом среди всех является кран Liebherr LTM 11200-9.1 на 9-осном шасси. Данный кран поднимает грузы массой 1200 т, а длина стрелы у него составляется 100 метров. В то время как максимальная грузоподъемность стандартного автомобильного крана, входящего в линейку итальянской фирмы ТСМ, - 200 т.

Подъемно-транспортное оборудование на 9-осном шасси - автокран Liebherr LTM 11200-9.1Источник фото: liebherr.comПодъемно-транспортное оборудование на 9-осном шасси - автокран Liebherr LTM 11200-9.1

Именно автокрановая техника на спецшасси составляет основу линеек зарубежных производителей. При этом отечественное машиностроение не имеет возможности должным образом конкурировать в данном сегменте. Для лучшего понимания, почему ситуация сложилась именно таким образом, хочется сделать небольшой исторический экскурс.

Выпуск подъемно-транспортного оборудования на шасси автомобилей высокой проходимости в России было освоен в начале 60-х годах 20-го века. До 90-х основным покупателем такой техники выступала армия. И лишь после изменения экономического строя России полноприводные автокраны стали массово поставляться на "гражданку".

Что касается первых, ставших в свое время знаковыми, разработок спецшасси для подъемно-транспортного оборудования, то в их числе следует вспомнить о 25-тонном кране КС-5471 на шасси 8х4 с 3-секционной телескопической стрелой, выпущенном в 1971 г. специалистами нынешнего завода "Краян" (ранее - Одесский завод тяжелого машиностроения) совместно с одесским ГСКБ ТК. Однако Министерство строительных и дорожных машин не дало добро на массовое производство данного крана. Причина: ни названный завод, ни весь автопром СССР не были готовы к производству такого типа подъемно-транспортного оборудования.

Решение проблемы нашли совместно с компанией Bumar (Польша), которая в сотрудничестве с Польским институтом строительных машин разрабатывала и осваивала автомобильные спецшасси для кранов г/п 25, 40 и 63 т. Использование зарубежных лицензий на моторы и трансмиссии, а также комплектующих позволило продукции польского объединения отвечать техническим требованиям того времени. Сборку подъемно-транспортного оборудования, созданного в рамках советско-польской кооперации, производили и на территории СССР, и ПНР.

Подъемно-транспортное оборудование на шасси БАЗ КШ-8973 - первый 100-тонник "Ивановец"Источник фото: kamaz.ruПодъемно-транспортное оборудование на шасси БАЗ КШ-8973 - первый 100-тонник "Ивановец"

Интересен и такой факт. В 1981 г. "Машиноимпорт" заказал у Liebherr партию кранов-"телескопов" на спецшасси, выдвинув жесткие требования к проходимости и климатической адаптации техники. В итоге специалисты немецкой компании выпустили новый класс мобильных кранов на спецшасси высокой проходимости. Полученное подъемно-транспортное оборудование укомплектовывалось односкатными шинами, которые выдерживали большие нагрузки, и регулируемой гидропневматической подвеской для всех осей. Впоследствии опыт компании Liebherr переняли многие краностроительные фирмы.

В СССР в это время проводилось импортозамещение комплектующих европейского (в том числе польского) производства, используемых в производстве спецкранов, на собственные аналоги. А в 1985-м году даже прошли испытания первого 250-тонного крана, разместить который предполагалось на 8-осном шасси. К сожалению, после этого момента развитие приостановилось, что привело к логичному итогу: сегодня модельный ряд зарубежных спецкранов намного больше предлагаемого российскими производителями.

В числе тех, кто осуществляет шаги по восстановлению традиций на новом техническом и технологическом уровне, - ивановский "Автокран" и Брянский автозавод. Так, в рамках сотрудничества с НИИ Краностроения, начатого в 2004 г., партнеры создали линейку автокранов нового поколения на специальных шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой. Однако в настоящее время в производственной программе "Автокрана" осталось две модели на шасси БАЗ - 60-тонный КС-69731 и поднимающий 80 т автокран "Ивановец" КС-7474.

Выпуском подъемно-транспортного оборудования на спецшасси также занимается Галичский автокрановый завод. ОАО "ГАКЗ" монтирует на МЗКТ крановые установки грузоподъемностью 80 т. В прошлом году новым лидером линейки производителя стал пятиосный 110-тонный вездеход КС-99713, который был выпущен совместно с компанией Tadano Ltd. Крановая установка вездехода установлена на МЗКТ-790400 (10х6х8).

Подъемно-транспортное оборудование на гусеничном шасси

Подъемно-транспортное оборудование на гусеничном ходу довольно часто оказывается хорошей заменой более крупного автокрана. Выдающиеся грузовысотные характеристики - главное качество таких кранов. К бесспорным преимуществам относится и устойчивость такого подъемно-транспортного оборудования. Благодаря широким гусеницам, которые у многих моделей можно дополнительно раздвигать в стороны, площадь контакта с опорной поверхностью машины намного больше по сравнению с многоколесным спецшасси на пневматическом ходу. Как правило, краны с раздвижными гусеницами в собранном виде не покидают стройплощадку.

До 1955 г. подъемно-транспортное оборудование на гусеничном ходу считалось разновидностью универсальных экскаваторов. В 1956 г. первый "разработанный с нуля" гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-20 выпустил Челябинский механический завод. Для справки, во времена СССР ОАО "ЧМЗ" в год выпускало 365 гусеничных кранов. При этом около 40% техники уходило на экспорт.

Если говорить о современных достижения ОАО "ЧМЗ", то в 2013 г. предприятие занялось серийным производством 100-тонного гусеничного монтажного дизель-электрического крана ДЭК-1001.

Ульяновский автокрановый завод - еще один отечественный производитель подъемно-транспортного оборудования на гусеничном ходу. В 1979 году завод выпустил первый гусеничный кран МКГС-100. На данный момент более 400 единиц техники ульяновской сборки работает в России и за рубежом.

100-тонный гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-1001Источник фото: umz2.ru100-тонный гусеничный дизель-электрический кран ДЭК-1001







Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

«Дефицит техники будет полностью ликвидирован в конце октября». Разговор об актуальном
«Дефицит техники будет полностью ликвидирован в конце октября». Разговор об актуальном По прогнозам многих специалистов отрасли, в 2020 году ожидался рост рынка спецтехники. Однако случилась пандемия коронавируса, а затем и рост иностранных валют — в результате все планы нарушились. Мы узнали у мировых производителей, насколько все эти события отразились на их деятельности в России
Новое слияние на рынке. Konecranes войдет в состав Cargotec
Новое слияние на рынке. Konecranes войдет в состав Cargotec Подписание соглашения между двумя компаниями, специализирующимися на производстве подъёмного оборудования, состоялось 1 октября
До и после: фотографии автокранов десятки лет спустя
До и после: фотографии автокранов десятки лет спустя В последнее время стало модным делать не только селфи, но и фотосравнения. Конечно, наиболее яркое впечатление производят подобные фото людей. Но снимки техники, в особенности, автокрановой - ничем не хуже. Давайте посмотрим