Покупка - только начало. Советы для долголетия вашего гусеничного крана


Как бы успешно не развивалось машиностроение, какие бы новинки грузоподъемной техники не появлялись на рынке, отказаться от эксплуатации гусеничных кранов невозможно - альтернативы им на сегодняшний день не существует. Бесспорным лидером среди отечественных производителей данного типа техники является ОАО "ЧМЗ", обладающее широким номенклатурным рядом грузоподъемностью 25-100 тонн и собственным конструкторско-техническим бюро. Именно специалистов этого предприятия мы попросили дать рекомендации по эксплуатации техники

Отечественные самоходные гусеничные дизель-электрические краны отличаются по грузоподъемности, скорости, мощности и другим характеристикам. Однако все они имеют схожую конструкцию, включающую в себя ходовую часть, электрическое или гидравлическое оборудование, поворотную платформу, стреловое оборудование, а также ряд других механизмов и частей. В качестве ключевых отличий гусеничных кранов от остальной грузоподъемной техники можно назвать возможность передвижения с грузом на стреле массой до 100% от максимальной грузоподъемности (которая может достигать 3500 тонн). Кроме того, в связи с малым удельным давлением на грунт данный вид спецтехники не требует специальной подготовки рабочей площадки. Оба эти свойства в большей степени зависят от ходовой части гусеничного крана, которая представляет собой ходовую платформу - раму, выполненную в виде двух коробчатых конструкций, установленных одна на другую, а также гусеничных балок, гусеничных тележек, механизма передвижения, устройств перевода в транспортное положение и обратно с фиксацией этих состояний.

Гусеничный кран

Гусеничный кран может передвигаться с грузом массой до 100%
от максимальной грузоподъемности

Факторы, влияющие на износ ходовой части

Активное использование подъемной техники приводит к износу деталей и устареванию механизмов, в результате чего некоторые запчасти или системы могут быть повреждены и выйти из строя. Ускоряют процесс износа элементов ходовой части гусеничных кранов и названные выше преимущества данного типа техники. Соответственно, основными факторами, способствующими ускорению процесса износа элементов ходовой платформы, являются площадка, на которой кран эксплуатируется, и качество составных деталей. Часто грузоподъемная техника используется в сложных климатических условиях, что также оказывает отрицательное влияние на срок работы элементов ходовой части.

Из-за конструктивных особенностей повышенную нагрузку на ходовую часть гусеничный кран испытывает при совершении поворотов и разворотов. Технически они могут осуществляться несколькими способами:

  • увеличение или уменьшение скорости движения одной из тележек; 
  • остановка движения одной тележки и движение вперед или назад другой позволяет произвести разворот вокруг остановленной гусеницы; 
  • движение одной тележки вперед, другой тележки - назад (в раздрай) дает возможность развернуть кран вокруг собственной оси на месте.

Комбинация перечисленных выше способов позволяет получить переменные радиусы разворота. Первый способ наиболее щадящий для элементов гусеничного движителя и механизма передвижения. Рекомендуется к применению в тяжелых дорожных условиях, а также при повороте на грунте с высокими сцепными качествами (бетон, асфальт). Второй и третий - максимально нагружают элементы гусеничного движителя и механизм передвижения. Для повышения ресурса рекомендуется пользоваться этими способами как можно реже.

Гусеничный кран

При совершении поворотов и разворотов гусеничный кран испытывает повышенную
нагрузку на ходовую часть

При передвижении следует обращать внимание на провисание нижней ветви гусеничного обвода при въезде на препятствие, проезде над ямами, канавами и т.п. В этих случаях во избежание слетания гусеницы с опорных катков не рекомендуется одновременное с движением доворачивание крана. Также при развороте следует следить за правильным набеганием гребней траков в проемы опорных катков.

Во избежание разрыва гусеничной ленты следует следить за отсутствием посторонних предметов на беговой дорожке гусеницы. Особенно опасно попадание камней, кусков арматуры и прочих твердых предметов между лентой и ведущим или направляющим колесами. Также не следует наезжать на твердые препятствия краями траков - это может привести к поломке трака. Необходимо обращать внимание на то, чтобы траки не были примерзшими грунту, в противном случае их срок эксплуатации значительно снижается.

При передвижении крана с грузом на крюке груз не должен раскачиваться, его необходимо поднять на высоту 0,5 метра над уровнем площадки. При этом преодоление препятствий (ям, канав, рельсов, камней и т.д.) запрещается.

Превентивные меры

Состояние элементов ходовой части является не только вопросом эксплуатации, но и безопасности. Основным способом увеличения ресурса элементов ходовой платформы являются превентивные меры. Их можно разделить на несколько направлений.

За первую группу превентивных мер отвечают конструкторы (у лидеров данного сегмента рынка есть собственные конструкторско-технические бюро), которые для увеличения срока эксплуатации узлов ходовой части гусеничных кранов стараются более эффективно распределить нагрузку. За вторую - завод-производитель. Он проверяет качество материалов и комплектующих, процесс изготовления, а также проводит испытания грузоподъемной техники, в том числе и ходовые. К примеру, гусеничный кран ДЭК-401 производства Челябинского механического завода должен своим ходом проехать 500 метров со стрелой 15 метров без груза - достаточное расстояние для выявления проблем, учитывая низкую мобильность и скорость передвижения гусеничных кранов. Также при продаже гусеничных кранов изготовитель техники предлагает услуги шеф-монтажа или авторского контроля над монтажом.

Гусеничный кран ДЭК-401

За долголетие крана отвечает как завод-изготовитель, так и эксплуатирующая организация

Однако даже самый современный и надежный кран не может служить вечно без соблюдения установленных заводом-производителем правил. Поэтому одну из важнейших превентивных мер должна осуществлять непосредственно эксплуатирующая организация. Со своей стороны она обязана обеспечить работу гусеничного крана на площадках, соответствующих требованиям, содержащимся в руководстве по эксплуатации.

Один из важных моментов - соблюдение регламента и периодов технического обслуживания (своевременное проведение регулировочных работ, смазки механизмов, выявления возникающих дефектов и устранения их). Например, руководством по эксплуатации гусеничного крана ДЭК-401 производства Челябинского механического завода определены следующие типы технического обслуживания:

  1. Ежесменное техническое обслуживание проводится каждые 8-10 моточасов эксплуатации техники непосредственно оператором крана и является наиболее эффективной превентивной мерой. При этом обслуживание более предпочтительно проводить в конце рабочей смены - это упрощает очистку крана от загрязнений, проверку ходовой части на отсутствие следов подтекания масел, смазок, уровня масла и выполнение дозаправки.
  2. ТО1 и ТО2 проводятся каждые 120 и 240 часов соответственно. При этом ТО2 включает в себя работы, производимые на ТО1, ежесменном техническом обслуживании и другие дополнительные виды работ.
  3. Сезонное обслуживание необходимо при подготовке крана к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).
  4. Текущий ремонт проводится каждые 960 моточасов. Он обеспечивает гарантированную работоспособность крана до капитального ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных узлов и деталей в объеме, определяемом техническим состоянием крана.
  5. Капитальный ремонт проводится каждые 8700 моточасов и гарантирует исправность и полный или близкий к полному ресурс крана путем восстановления и замены сборочных узлов и деталей, включая базовые.

Гусеничный кран ЧМЗ

Не забывайте о своевременном проведении регулировочных работ, смазке механизмов
и выявлении дефектов

При проведении ТО необходимо выполнять рекомендации по маркам и объемам жидкостей и смазок. Регулярная смазка включает в себя обслуживание мест ручной смазки, проведение в положенные сроки смены смазки и контроль уровня масла в механизмах.

В свою очередь заводы-производители грузоподъемной техники на гусеничном ходу для увеличения срока службы элементов ходовой части стараются исключить человеческий фактор: устанавливают грязезащитные щитки, используют узлы с "вечной" смазкой, оснащают технику механизмом контроля за натяжением гусениц. В состав ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности) гусеничного крана входят быстроизнашиваемые детали, а также инструмент, необходимый для обслуживания и ремонта техники. На сегодняшний день Челябинский механический завод внедряет систему напоминаний о необходимости проведения технического обслуживания при помощи прибора безопасности.

Гусеничный кран

Заводы-производители стараются максимально исключить человеческий фактор

Важно помнить, что при своевременной замене изношенных элементов не только возвращаются исходные характеристики грузоподъемной техники по производительности и эффективности, но даже возможна модернизация, улучшение крана за счет применения новых, более современных и совершенных механизмов. Соблюдение превентивных мер позволит проработать гусеничному крану не один десяток лет. Этот факт подтверждается данными Ростехнадзора, согласно которым более 70% парка гусеничных кранов в Российской Федерации работают сверх срока эксплуатации, то есть больше 12 лет. Также существуют предприятия, занимающиеся капитальным ремонтом и восстановлением данного сегмента техники, произведенного еще в 1960-80-х годах.

Гусеничные краны в Торговой системе спецтехники

Читайте:

Обсуждайте:

 







Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

Импорт собранной в Китае техники вырос на 30%. ID-Marketing об изменениях за последние 7 лет
Импорт собранной в Китае техники вырос на 30%. ID-Marketing об изменениях за последние 7 лет В рамках 2-й всероссийской онлайн-конференции дилеров производителей спецтехники, Андрей Ловков, коммерческий директор компании ID-Marketing, рассказал о результатах анализа рынка строительной техники за период с 2014 по 2021 гг., а также о динамике и структуре импорта
Срез рынка. Обзор онлайн-предложений автокранов в сентябре 2021. Наличие, цены, регионы РФ
Срез рынка. Обзор онлайн-предложений автокранов в сентябре 2021. Наличие, цены, регионы РФ Цель материала — кратко и объективно рассказать о структуре предложений и стоимости дорожных катков на российском рынке
О цифровизации продаж и развитии отрасли. Мнение и прогнозы Экскаватор Ру
О цифровизации продаж и развитии отрасли. Мнение и прогнозы Экскаватор Ру На онлайн-конференции дилеров производителей спецтехники, которая прошла 1 октября, своим мнением о рынке поделился учредитель Экскаватор Ру Павел Шинкевич. Предлагаем вам ознакомиться с основными тезисами
С двумя электродвигателями. Новый кран V210R от Manitex Valla
С двумя электродвигателями. Новый кран V210R от Manitex Valla Полностью электрифицированный кран V210R имеет три режима управления: дистанционно, из кабины или совмещенный вариант