Техническое обслуживание крана-манипулятора (КМУ)


После приобретения новая КМУ должна быть поставлена на учет в Ростехнадзор. Для этого необходимо заключить договор на обслуживание устройств безопасности в любом аттестованном сервисном предприятии. Кроме того, владелец должен провести хотя бы визуальный осмотр и проверить герметичность гидросистемы, которая могла быть повреждена во время транспортировки

Распространенные ошибки в эксплуатации КМУ

При эксплуатации операторы нередко ударяют стрелой по окружающим предметам, по кабине. К тому же, очень часто машинисты неправильно работают с грузом, например, стрелой волокут грузы по земле. Если не соблюдать правила, грузоподъемность стрелы уменьшается, слишком рано срабатывает система защиты от перегрузки. Максимальная грузоподъемность может быть получена при определенном угле между первой секцией стрелы и горизонталью. Кинематика КМУ работает таким образом, что во время подъема груза нагрузка на один гидроцилиндр может равняться 85%, а на другой  всего 15%.

Одной из типичных ошибок является применение в гидросистеме рабочей жидкости, не рекомендованной заводом-изготовителем. Также отрицательно на работу оборудования влияет отсутствие ежедневного и еженедельного техобслуживания. Если узлы трения не смазывать, то  уже через один или два года в соединениях манипулятора образовываются огромные люфты - шатаются секции стрелы, колонна, иногда даже аутригеры. Еще одна причина поломок - ошибки операторов. Чтобы освоить управление установкой, достаточно изучения инструкции и несколько минут практики.

Типичная ошибка оператора - применение рабочей жидкости, не рекомендованной производителемИсточник фото: palfinger.comТипичная ошибка оператора - применение рабочей жидкости, не рекомендованной производителем

Кран-манипулятор не должен применяться не по назначению, а именно - нельзя упираясь стрелой в землю, приподнимать автомобиль для замены колеса или чтобы вытолкнуть застрявшую технику из грязи. Механизм КМУ не рассчитан на такие нагрузки. И, как следствие, гнутся штоки цилиндров, расшатываются шарниры соединений стрел. Зачастую поломке подвергается гидроцилиндр подъема первой секции стрелы, так как  ему достается самая большая нагрузка. Специальные редукционные клапаны защищают гидравлические контуры от перегрузок, но у механических элементов защита от нештатных нагрузок не предусмотрена.

Во время транспортировки КМУ закрепляют в сложенном состоянии на специальных кронштейнах и упорах при помощи стальных пальцев или пружинных колец. Подобным образом фиксируются и аутригеры.  Перед эксплуатацией фиксаторы снимаются, стрела раскладывается из транспортного состояния в определенном порядке, прописанном в инструкции. Также очень часто из-за того, что операторы не устанавливают опоры на необходимую ширину, случается опрокидывание установки.

При отсутствии в комплектации КМУ маслоохладителя, его функции выполняет бак, вместимость которого должна быть достаточно большой, то есть равняться объему, который накачивает насос за 2-3 минуты. Например, если подача насоса составляет 50 л/мин, тогда емкость бака должна достигать 100-150 литров. Тем не менее, иногда устанавливается бак меньшей вместимости, чтобы сэкономить на жидкости. В итоге, старение жидкости наступает быстрее, во время работы жидкость не успевает охлаждаться, увеличивается вероятность ее перегрева. Поэтому из-за подобной "экономии" элементы гидросистемы быстрее выходят из строя.

В случае длительного нахождения на морозе вначале необходимо разогревать гидросистему: насос должен поработать на холостом ходу, осуществить несколько движений без нагрузки, 10-15 минут погонять жидкость по малому кругу через бак. После этого можно медленно начинать работать с КМУ, проверяя выполнение всех функций, не доводя секции стрелы до крайних состояний.

Регламентные работы

Проведение каждого технического обслуживания нужно регистрировать в паспортеИсточник фото: hiab-bel.comПроведение каждого технического обслуживания нужно регистрировать в паспорте

Долговечная эксплуатация крана-манипулятора возможна при регулярном и качественном проведении технического обслуживания. Рассмотрим подробнее виды и периодичность выполняемых работ:

  • ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) в начале и конце смены (уборка, мойка, внешний осмотр, заправочные работы);
  • техническое обслуживание ТО-1 через первые 50 моточасов работы, но не позднее двух месяцев (смазка КМУ, контроль затяжки резьбовых соединений, замена масляных фильтров);
  • техническое обслуживание ТО-2 через каждые 50-150 моточасов, но не позднее шести месяцев (ТО-1, проверка состояния сварочных швов и работоспособности гидроцилиндров и гидрозамков);
  • техническое обслуживание ТО-3 через 400-1000 моточасов и раз в год как минимум (ТО-1, ТО-2, замена масла в гидросистеме).
  • сезонное техническое обслуживание (СТО) при переходе с весенне-летнего к осенне-зимнему периоду эксплуатации и наоборот как минимум два раза в год.

Проведение каждого технического обслуживания обязательно регистрируйте в паспорте.

Техническое обслуживание КМУ

Техобслуживание КМУ должно производиться ежедневно, еженедельно, ежеквартально и так далее. Периодичность обозначают в инструкции в моточасах и в днях. Также имеется карта смазки, где указаны способы смазки - под давлением (шприцевание) либо нанесение на трущиеся поверхности. Кроме того, описывается порядок мойки кранов-манипуляторов. Выполнить техническое обслуживание манипулятора, то есть заменить жидкость, фильтры, смазку шарниров, может даже сам владелец. В ежедневное ТО входит визуальный осмотр КМУ и всей машины, в еженедельное - шприцевание шарниров.

При проведении ТО, важно помнить о поворотном устройстве. Если оно расположено в масляной ванне, тогда масло необходимо регулярно менять. У аутригеров необходимо смазывать шарнир. Следует не упускать из виду состояние штоков, содержать их в чистоте. Также чистыми должны быть разъемы для подсоединения гидравлических инструментов, ведь на рабочую жидкость налипает пыль. Рекомендуется применять защитные колпачки, а для электрических разъемов, которые менее корродируют от соли на дорогах, использовать специальную смазку.

В еженедельное ТО КМУ входит шприцевание шарнировИсточник фото: flickr.comВ еженедельное ТО КМУ входит шприцевание шарниров

Некоторые модели КМУ оснащаются охладителями масла. Их необходимо периодически очищать от пыли и грязи, также к ним должен постоянно поступать воздух, поэтому важно, чтобы ничто этому не препятствовало. Регулярно необходимо подтягивать резьбовые соединения механизмов крепления манипулятора к надрамнику, обследовать состояние фиксаторов и пальцев. Моменты затяжки также прописываются в инструкции по эксплуатации.

Гидравлическая жидкость

При эксплуатации важно контролировать температуру гидравлической жидкости по термометру, который соединен с датчиком уровня жидкости в баке. При достижении температурой критического уровня, нужно остановить КМУ и подождать, пока жидкость полностью остынет. Нагреваясь до 100 °С, гидрожидкость лишается своих свойств, в первую очередь, смазывающих,  и начинает интенсивно окисляться.

Замену жидкости необходимо производить не менее одного раза в год, даже если КМУ практически не эксплуатировалась. Жидкость характеризуется гигроскопичностью, она поглощает влагу, за счет чего масло превращается в эмульсию, что является опасным для силовых цилиндров и гидрозамков, приводит к коррозии металлических компонентов. Меняя жидкость, также необходимо заменить фильтры.

Некоторые установки оснащены только одним фильтром в гидросистеме, который является сливным и установлен в баке. При работе оборудования при более высоких давлениях, система снабжается вторым фильтром, который монтируется в напорной ветви между гидрораспределителем и насосом. А гидросистема КМУ HIAB, обладающая дистанционным управлением, укомплектована даже тремя фильтрами.

Гидросистема может быть оборудована индикатором засорения фильтра, то есть манометром. Если условия эксплуатации являются нормальными, стрелка манометра практически не меняет своего положения от смены до смены фильтра. В случае, когда стрелка резко отклоняется в зону повышенного давления, необходимо обратить свое внимание на условия работы. При эксплуатации, где имеется высокая запыленность, замена фильтров и жидкости должна осуществляться чаще.

Замену жидкости необходимо производить не менее одного раза в годИсточник фото: auto-isuzu.ruЗамену жидкости необходимо производить не менее одного раза в год

КМУ необходимо привести в транспортное состояние, далее откручивается сливная пробка бака, и жидкость сливается. После запрвки свежей жидкости и замены фильтров необходимо несколько раз сложить и разложить манипулятор. Это требуется для того, чтобы гарантированно заполнить систему. Нет необходимости открывать "специальные пробки" для выхода воздуха, так как КМУ укомплектована гидросистемой открытого типа, за счет чего весь воздух выпускается через сапун бака. Когда бак чистый, тогда прочищать его не требуется. Также необходимо перед заправкой в гидросистему дополнительно профильтровать жидкость. Для этого следует при помощи несложной установки прокачать насосом жидкость из бочки через фильтр и затем в бак КМУ.

Гидробак имеет на дне углубление с пробкой, где отстаиваются вода и грязь. Этот отстой необходимо сливать раз в неделю. В случае, когда отстоя слито много, следует возместить убывание жидкости доливом. Долив жидкости производится из чистой посуды и через сетчатый фильтр, во избежание попадания грязи.

Гидросистема может заправляться всесезонной жидкостью. Но если наблюдается серьезная разница температур в зимний и летний период, вместо универсальной жидкости стоит использовать летнюю или зимнюю. Зимняя жидкость должна быть намного ниже предполагаемых температур воздуха, ведь около точки застывания жидкость становится густой студенистой массой. Кстати, слитая сезонная жидкость может применяться повторно в следующем сезоне, но только если она сохранила свои свойства.

Диагностика и ремонт КМУ

С указанной в инструкции периодичностью рекомендовано измерять зазор между пластинами скольжения и телескопическими секциями стрелы, контролировать толщину опорных пластин скольжения цилиндров. Стрелу необходимо положить на землю с небольшим усилием, зазор выбирают и измеряют снизу.

Касательно вопроса о том следует ли смазывать трущиеся поверхности, мнения производителей расходятся. Одни советуют смазывать постоянно,  но если пластины изготавливаются из полимерных материалов, не требующих смазки, то тогда рекомендуются избегать этих действий, ведь на смазку налипает пыль. Пластины стоит менять вовремя, для того, чтобы люфт между секциями не превышал допустимой величины и операции с КМУ были более точными. Однако, как показывает практика, пока метал не начнет скрести по металлу, пластины скольжения чаще всего и не меняются.

Электронная система КМУ отказывает из-за нарушения контакта с каким-нибудь датчикомИсточник фото: isuzu-ts.ruЭлектронная система КМУ отказывает из-за нарушения контакта с каким-нибудь датчиком

Гидроцилиндры характеризуются своей долговечностью. КМУ высокого класса даже спустя 10 лет обладают цилиндрами, которые, как правило, не имеют износа. Но пора ремонта наступает всегда. Во время гарантийного периода следует использовать только оригинальные комплектующие. Это необходимо для того, чтобы сохранить права на гарантийное обслуживание.

Некоторые запчасти, например, фильтры и уплотнения, производители КМУ приобретают у других компаний, которые поставляют свою продукцию в Россию. Чаще всего, стоимость этих товаров гораздо ниже, чем оригинальных. Поэтому после окончания гарантийного срока можно смело оснащать технику подобными запчастями. Правда, это касается только таких расходных материалов, как  уплотнения, фильтры и жидкости.

В случае необходимости в замене деталей гидросистемы, лучше приобретать оригинальные запчасти. Электронная система КМУ отказывает, как правило, из-за нарушения контакта с каким-нибудь датчиком, короткого замыкания вследствие повреждения проводов, скачков напряжения в бортовой сети автомобиля в зимний период.

По материалам журнала "Основные Средства" №5/2011







Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Читайте также:

А вы знали, что… 7 любопытных фактов о спецтехнике
А вы знали, что… 7 любопытных фактов о спецтехнике Мы много пишем о технических характеристиках спецтехники. Предлагаем вам посмотреть на машины с другой стороны и познакомиться с самыми яркими и удивительными фактами из мира строительной техники
Изменения в работе Торговой системы спецтехники. Раздел «Аренда»
Изменения в работе Торговой системы спецтехники. Раздел «Аренда» Рекомендуем ознакомиться с изменениями, произошедшими в разделе «Аренда», и уже сейчас начать пользоваться дополнительными возможностями. Все подробности — ниже
Рост – до 20%. Импорт подъёмной техники за IV квартал 2020
Рост – до 20%. Импорт подъёмной техники за IV квартал 2020 Рост поставок наблюдался в сегментах телескопических погрузчиков и кранов-манипуляторов. Данные об импорте подъёмной техники предоставлены исследовательской компанией ID-Marketing